hrustalnya lustra

Хрустальная люстра – светильник с богатой историей

Хрустальная люстра – классический вариант потолочного светильника. Веками она служила не только источником света, но и украшением интерьера. Хрустальные люстры не утратили актуальности с появлением более практичных, бюджетных изделий с лаконичным дизайном, а их история уходит корнями в средневековье.

Почему хрусталь?

Природный (горный) хрусталь – это бесцветный прозрачный кварц со стеклянным блеском. Крупные прозрачные кристаллы без вкраплений, трещин и прочих дефектов встречаются редко. Промышленный хрусталь назван так по аналогии с этим минералом. Это особый сорт стекла с высоким содержанием оксидов свинца и калия. Эти добавки повышают плотность материала, делают его более прозрачным, придают блеск и способность преломлять лучи. Светопреломляющие характеристики улучшаются за счет огранки, резьбы.lustra

Люстра со сверкающими подвесками из этого материала выглядит очень красиво и эффектно, она была и остается статусным предметом обстановки. Такой светильник демонстрирует богатство, высокий социальный статус, изысканный вкус владельцев. И все же в старину для изготовления осветительных приборов использовали именно хрусталь не из желания покрасоваться и пустить пыль в глаза. Источником света в те времена были свечи, и свет они давали не слишком яркий. Так что для освещения больших площадей приходилось сжигать много свечей. А когда свет отражался от стеклянных граней, становилось светлее.

Венецианское стекло и хрусталь

Из горного кварца изготавливали различные декоративные изделия, но едва ли он использовался в производстве светильников. Предшественником искусственного хрусталя считается лепное венецианское (муранское) стекло. А венецианские стеклодувы, в свою очередь, усовершенствовали рецепты, пришедшие к ним из Византии в XIII веке. Производство стекла из соображений противопожарной безопасности было сосредоточено на острове Мурано, отсюда и второе название.lustra111

В промышленных масштабах производство было налажено в XIV веке, примерно тогда же его стали использовать для изготовления люстр с причудливо изогнутыми рожками, красивыми розетками. Декоративные элементы были выполнены преимущественно во флористическом стиле, в форме листьев, цветов, гроздьев. А стебли из лепного стекла заменяли металлическую арматуру, в крайнем случае, мастера умело маскировали ее, так что создавалось впечатление цельностеклянной конструкции.

Свет таких люстр был не сверкающим, а размытым, мерцающим. Тем не менее, они были очень популярны, их экспортировали в другие страны: Францию, Россию. Мода на венецианские люстры сохранилась и с развитием технологии изготовления и огранки хрустального стекла. Муранское стекло используется в производстве светильников и сегодня, его считают разновидностью хрусталя, хотя оно не поддается огранке.

В 1676 году в Англии Джорджем Рейвенскрофтом была открыта технология промышленного производства хрустального стекла. Эксперименты с составом стеклянной массы были вызваны тем, что по приказу короля Якоба I в стеклодувных печах разрешалось использовать только уголь, а не дрова. Из-за этого стекло тускнело, обесцвечивалось, и оксиды свинца начали добавлять в массу для восстановления прозрачности. Новое стекло, названное хрусталем, значительно превосходило обычное по эстетическим характеристикам и отлично поддавалось механической обработке. Вскоре его начали использовать в производстве люстр. Их родиной считается Чехия, именно здесь искусство обработки хрусталя достигло совершенства, а первый светильник из этого материала сконструировал Йозеф Пальме в 1724 году.hrustal

Эволюция дизайна

Флористический стиль венецианских люстр был продиктован особенностями лепного стекла. Когда появился поддающийся огранке и шлифовке хрусталь, из него стали изготавливать подвески. В разных государствах в разные эпохи создавали хрустальные люстры разной конфигурации:

  • вторая половина XVIII века – многоярусные конструкции, за счет изящных ниспадающих подвесок кажущиеся воздушными, легкими;
  • середина XIX века, Англия – каскадные модели с удлиненными подвесками;
  • Россия – массивные светильники, декорированные плотными хрустальными гирляндами, в целом конструкция имела форму чаши. Разработкой их дизайна занимались именитые архитекторы, которые проектировали дворцы.

За почти трехвековую историю своего существования хрустальные люстры претерпели существенные изменения. Прежде всего, вместо свечей в них сегодня используются электрические лампочки, в том числе светодиодные. Сейчас наряду со стилизованными под старину массивными люстрами встречаются и новые оригинальные решения. Все разнообразие форм сложно описать, но о нем можно получить представление, заглянув в каталог интернет-магазина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *